Главная » 2018 » Март » 6 » Великий пост: Молитва преподобного Ефрема Сирина или краткий учебник покаяния
14:10
Великий пост: Молитва преподобного Ефрема Сирина или краткий учебник покаяния

ВЕЛИКИЙ ПОСТ: МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА, ИЛИ КРАТКИЙ УЧЕБНИК ПОКАЯНИЯ 

Мы вступили на путь Великого поста. Этот удивительный путь, драгоценное время, которое называется духовной весной, мы, как ни странно, знаем мало. И для того, чтобы странный пробел в самых важных знаниях устранить, мы можем обратиться к замечательной книге протопресвитера Александра Шмемана «Великий пост». 


Вместе с доктором богословия Александром Шмеманом мы ключом веры и желания открываем тяжёлый сундук Великого поста, чтобы, аккуратно доставая оттуда драгоценности, рассматривать их в ярком луче внимания. Сегодня в поле нашего умного зрения попадёт одна из самых знаменитых молитв Великого поста. 


ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА 

Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается)). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешного», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон. 


СПИСОК НАШИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОДВИГОВ 

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов — прежде всего — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу. 


ВЕРА В НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЧТО-ЛИБО ИЗМЕНИТЬ 

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. «Праздность» — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков. 


САМОУБИЙСТВО ДУШИ 

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему. 


ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К ДРУГИМ ЛЮДЯМ 

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла; они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. 


Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения. 


Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством. 


КОГДА ЖИЗНЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СУЩИЙ АД 

После всего этого — празднословие. Человек один — среди всех созданных Богом тварей — получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом «отпечаток» Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Иоанн 1,1). 


Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом. Обладая высшей положительной силой, оно поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. 


Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно «подкрепляет» дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Слово становится тогда действительно властью греха. 


ЧЕТЫРЕ ЦЕЛИ ПОКАЯНИЯ 

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния; их тоже четыре. 

Подготовил Илья Тимкин


Продолжение следует >>> 

 

Категория: Мудрые советы для повседневной жизни! | Просмотров: 175 | Добавил: Админ | Теги: Подготовил Илья Тимкин, или краткий учебник покаяния, Великий пост: Молитва преподобного , мудрость, Великий пост | Рейтинг: 5.0/1
НЕ ЗАБУДЬ ПОДЕЛИТЬСЯ:
*******************************
Всего комментариев: 0
avatar
Место нахождения
Ураина. Харьковская обл.
64606 г.Лозовая




+38 095 011 4765 lozova@veruyupravoslav.info
Карта